Инклюзивное образование: дети с инвалидностью и ОВЗ

Инклюзивное образование — (от франц. — включающий в себя) — это процесс общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей), что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

положение об инклюзивном образовании в МДОУ №117 положение об инклюзивном Положение об инклюзивном образовании

примерная адаптированная программа адаптированная

Принципы построения инклюзивного образовательного пространства:

  1. Принцип индивидуального подхода;
  2.  Принцип командного подхода;
  3. Принцип вариативной развивающей среды;
  4. Принцип вариативной методической базы (применение средств всех отраслей дефектологии);
  5. Принцип модульной организации образовательных программ;
  6. Принцип самостоятельной активности ребенка;
  7. Принцип семейно-ориентированного сопровождения.

Обеспечение доступа в здание МДОУ №117 для лиц с ОВЗ: пешеходные пути движения имеют гладкое покрытие, ширина калитки согласно нормам, ступеньки в здание дублированы пандусом с уклоном 5%, обустроен перилами, поручнями.  Двери двустворчатые, ширина согласно нормам. Коридоры внутри здания от 1,5 м до 2,0 м, препятствия обозначены: наступенный тактильный профиль  обозначен световыми и тактильными дорожками. Имеется акт доступности объекта для инвалидов от 06.06.2013 года.

Для каждого ребенка с ОВЗ, при условии наличия согласия родителей и справки ПМПК г. Сочи, разрабатывается адаптационная программа, в которую включена деятельность специалистов ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, логопед, воспитатель).

Разработан график работы специалистов индивидуальной работы детей с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ разработаны следующие условия: песочные столы с голубым дном и тактильным песком, кабинет психолога, уголок логопеда, подобраны специальные игрушки и игры на развитие мелкой моторики и сенсорики, развития внимания.

Коррекционно-развивающая работа по развитию психических процессов детей и активизации их познавательной активности ведется по программам:  — Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик», 2014 г.

 — Э.Е Антонова Э.Е., Хрусталева Н.А., Пиперова Л.В., «Программа коррекционно-развивающих занятий «Тренинг модификации поведения агрессивных детей», 2005 г.

 — Э.Е. Антонова, И.Г. Минова «Программа коррекционных игр и упражнений для развития познавательных способностей детей 6-8 лет «Играя, обучаюсь», 2003

Задача данных программ – коррекция познавательных психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.

Цели программ – развитие коммуникативных качеств, образной, ассоциативной памяти, внимания, речи и формирование нестандартного мышления.

 Диагностика эмоционально-волевой сферы детей МДОУ №117 осуществляется посредством наблюдения за детьми в режимные моменты, беседы с родителями и педагогами, а также с использованием диагностических методик: рисунки «Семьи»,  «Лесенка», цветовой тест «Люшера», определение тревожности «Теммл, Дорки, Амен».

 Для проведения коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы используются программы: «Ребята, давайте жить дружно», О.В. Хухлаева «Тропика к своему Я»; С. И. Семенака «Уроки добра», «Учимся сочувствовать, сопереживать» и т.д.

 

Логопедическая коррекционная работа осуществляется по «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищеева  в интеграции с комплексной программой. Цель программы: развитие правильной речи у дошкольников. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся с детьми из разных возрастных групп индивидуально или по подгруппам.

Учебный год начинается в логопедической группе с 1 сентября и длиться десять месяцев (до 1 июля) и условно делиться на 3 периода:

1 период  — сентябрь, октябрь, ноябрь

2 период  — декабрь, январь, февраль

3 период – март, апрель, май, июнь

В коррекционном процессе участвуют педагоги. Воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя – логопеда; контролируют речь детей во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь детей.

Логопедическое обследование детей проводится по следующим методикам:

— «Методы обследования речи детей» Под ред. Г. В. Чиркиной;

— Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

— «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста»;

— Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи»;

— В.С. Володина «Альбом по развитию речи»

Коррекционно-развивающая работа строится по:

— Ж.М. Флерова «Логопедия»;

— Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия»;

— М. Ф. Фомичева «Воспитание правильного произношения»;

 — Л.Е. Каласова «Коррекция звукопроизношения у детей»

 — А.Н. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми»

 — О.С. Голезян «Говорим правильно»

 — С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

Воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от психолога и логопеда и исходя из общего тематического планирования.

Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня.

Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.

Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.