Инклюзивное образование — (от франц. — включающий в себя) — это процесс общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей), что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
положение об инклюзивном образовании в МДОУ №117 положение об инклюзивном Положение об инклюзивном образовании
примерная адаптированная программа адаптированная
Принципы построения инклюзивного образовательного пространства:
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип командного подхода;
- Принцип вариативной развивающей среды;
- Принцип вариативной методической базы (применение средств всех отраслей дефектологии);
- Принцип модульной организации образовательных программ;
- Принцип самостоятельной активности ребенка;
- Принцип семейно-ориентированного сопровождения.
Обеспечение доступа в здание МДОУ №117 для лиц с ОВЗ: пешеходные пути движения имеют гладкое покрытие, ширина калитки согласно нормам, ступеньки в здание дублированы пандусом с уклоном 5%, обустроен перилами, поручнями. Двери двустворчатые, ширина согласно нормам. Коридоры внутри здания от 1,5 м до 2,0 м, препятствия обозначены: наступенный тактильный профиль обозначен световыми и тактильными дорожками. Имеется акт доступности объекта для инвалидов от 06.06.2013 года.
Для каждого ребенка с ОВЗ, при условии наличия согласия родителей и справки ПМПК г. Сочи, разрабатывается адаптационная программа, в которую включена деятельность специалистов ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, логопед, воспитатель).
Разработан график работы специалистов индивидуальной работы детей с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ разработаны следующие условия: песочные столы с голубым дном и тактильным песком, кабинет психолога, уголок логопеда, подобраны специальные игрушки и игры на развитие мелкой моторики и сенсорики, развития внимания.
Коррекционно-развивающая работа по развитию психических процессов детей и активизации их познавательной активности ведется по программам: — Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик», 2014 г.
— Э.Е Антонова Э.Е., Хрусталева Н.А., Пиперова Л.В., «Программа коррекционно-развивающих занятий «Тренинг модификации поведения агрессивных детей», 2005 г.
— Э.Е. Антонова, И.Г. Минова «Программа коррекционных игр и упражнений для развития познавательных способностей детей 6-8 лет «Играя, обучаюсь», 2003
Задача данных программ – коррекция познавательных психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.
Цели программ – развитие коммуникативных качеств, образной, ассоциативной памяти, внимания, речи и формирование нестандартного мышления.
Диагностика эмоционально-волевой сферы детей МДОУ №117 осуществляется посредством наблюдения за детьми в режимные моменты, беседы с родителями и педагогами, а также с использованием диагностических методик: рисунки «Семьи», «Лесенка», цветовой тест «Люшера», определение тревожности «Теммл, Дорки, Амен».
Для проведения коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы используются программы: «Ребята, давайте жить дружно», О.В. Хухлаева «Тропика к своему Я»; С. И. Семенака «Уроки добра», «Учимся сочувствовать, сопереживать» и т.д.
Логопедическая коррекционная работа осуществляется по «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищеева в интеграции с комплексной программой. Цель программы: развитие правильной речи у дошкольников. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся с детьми из разных возрастных групп индивидуально или по подгруппам.
Учебный год начинается в логопедической группе с 1 сентября и длиться десять месяцев (до 1 июля) и условно делиться на 3 периода:
1 период — сентябрь, октябрь, ноябрь
2 период — декабрь, январь, февраль
3 период – март, апрель, май, июнь
В коррекционном процессе участвуют педагоги. Воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя – логопеда; контролируют речь детей во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь детей.
Логопедическое обследование детей проводится по следующим методикам:
— «Методы обследования речи детей» Под ред. Г. В. Чиркиной;
— Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
— «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста»;
— Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи»;
— В.С. Володина «Альбом по развитию речи»
Коррекционно-развивающая работа строится по:
— Ж.М. Флерова «Логопедия»;
— Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия»;
— М. Ф. Фомичева «Воспитание правильного произношения»;
— Л.Е. Каласова «Коррекция звукопроизношения у детей»
— А.Н. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми»
— О.С. Голезян «Говорим правильно»
— С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»
Воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от психолога и логопеда и исходя из общего тематического планирования.
Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня.
Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.
Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.